четверг, 24 марта 2016 г.


Закрепляем новые звуки

Если в речи ребенка появился правильный звук, это совсем не значит, что с завтрашнего дня этот звук будет радовать Ваш слух постоянно. Может пройти от нескольких недель до нескольких месяцев, прежде чем в спонтанной речи дошкольника поставленный звук заменит собой неправильный (искажаемый или отсутствовавший). Как помочь ребенку?

На первых порах очень важно повторять артикуляционные упражнения. Ведь чтобы закрепить звук, нужно, чтобы мышцы языка прочно запомнили правильное положение. Поэтому садитесь перед зеркалом и вспоминайте зарядку для язычка.

Сам процесс автоматизации (то есть закрепления в произношении) звука занимает несколько этапов. Сначала, когда новый, правильный звук только появился, его надо закрепить (автоматизировать) сам по себе, изолированно. Чтобы этого добиться, можно произносить его чуть более долго, чем в обычной речи. Часто такие упражнения сопровождают простенькие занимательные задания. Например, произнося звук ШШШШ длительно, ребенок руками изображает лопнувший воздушный шарик, постепенно уменьшающийся в диаметре.

Когда звук прочно усвоен и уже не возникает сомнения, что ребенок не исказит его в дальнейшем, начинается этап автоматизации в слогах и словах. Эта работа может начинаться с прямых слогов (типа ША) или с обратных (типа АЧ). Как лучше начать, Вам подскажет логопед. На этом этапе нужно закрепить прямые и обратные слоги, слоги со стечением согласных в начале, середине и конце слова. Отработанные слоги быстро включаются в слова, а затем и в предложения.

Чтобы закрепить звук на уровне слова, логопеды используют разные подходы. Кто-то считает, что нужно повторить как можно больше слов за одно занятие. Другие полагают, что достаточно 5​​​–7 слов, но каждое из них должно быть повторено по 5–10 раз. Я сторонник второго подхода. Простое повторение нудно и монотонно, поэтому быстро надоедает детям. Приходится придумывать параллельное занятие, которое бы отвлекало внимание ребенка и при этом способствовало многократному повторению. Например, повторяя слово, ребенок может с каждым разом выставлять кубик, строя башню, или выкладывать мозаику. Можно вместе с дошкольником рисовать картинки называемых предметов (Радуга, Радио, Раковина, Ракушка, Ракета), потом прятать их, а малыш должен назвать, чего не стало. Можно говорить предложение, не договаривая, мотивируя ребенка лишний раз повторить слово с нужным звуком.

Слово, в котором поставленный звук уже закреплен, может тут же включаться в простенькие стишки, которые может придумать даже ребенок. Так называемые чистоговорки – это небольшой текст, напоминающий стишок. Первая его часть – это два-три повторяющихся или очень похожих слога, а вторая часть содержит слово с закрепляемым звуком. Например: са-са-са – вот идет лиса.

По мере того, как в речи ребенка становится всё больше отработанных слов, детям даются стихотворения и небольшие тексты для заучивания. А затем и тексты для пересказа. Наиболее трудным этапом автоматизации является автоматизация звука в текстах без подготовки. Так, ребенку даются картинки (одна или целая серия), по которым нужно составить рассказ. Тогда малышу приходится внимательно следить за собственной речью, используя навыки самоконтроля, а взрослый, по мере необходимости, поправляет малыша.

Некоторым детям хватает буквально нескольких повторений, чтобы звук сам по себе начал правильно выговариваться в речи. Другим этого мало. Приходится последовательно и систематически выполнять упражнения каждого этапа автоматизации. Важным показателем положительной динамики является то, что ребенок начал иногда (а затем всё чаще) употреблять звук в своей речи сам, без подсказок взрослого. Как правило, вскоре после этого достаточно незначительных поправлений со стороны взрослого, и звук прочно устанавливается в речи ребенка.

Не забывайте, что частые замечания могут утомить кого угодно. И если Вы переборщите с постоянными замечаниями, ребенок может вообще отказаться заниматься и следить за своей речью.

И еще важно помнить, что есть причины, мешающие закреплению звуков. К ним относятся и некоторые неврологические диагнозы (дизартрия), и анатомические особенности (укороченная уздечка языка, большой язык и другие), и нарушения фонематического слуха, и неправильная автоматизация звука.

Если у Вас нет сомнений в наличии у ребенка правильного изолированного звука, Вы можете автоматизировать его и сами. Если возникли затруднения – проконсультируйтесь с логопедом. Возможно, ребенку нужна серьезная помощь специалиста. А возможно, Вам хватит парочки легко выполнимых советов, чтобы быстро и прочно закрепить поставленные звуки в речи ребенка.


Комментариев нет:

Отправить комментарий